Средние века — это очень большой период, на протяжении которого отношение церкви к сексу постепенно менялось. Чаще всего в сторону смягчения. Кроме того, всегда существовала разница между идеалом и реальной практикой. Поэтому при изучении материалов о сексе в Средние века вы можете натолкнуться на примеры довольно большой сексуальной свободы. Но такая свобода, как правило, осуждалась церковными властями.
То, о чем я хочу написать, возникло в раннем Средневековье под влиянием воззрений т.н. «отцов церкви» и поддерживалось той частью христианской церкви, которая пошла на службу к римским императорам.
Я сознательно оставляю без внимания то, насколько учение «отцов церкви» и имперской церкви соответствует учению Иисуса Христа.
В своем цикле «Идеальный секс в раннем христианском Средневековье» я просто хочу описать те «картинки», которые «бродили» в умах этих «святых отцов», когда они размышляли о сексе, деторождении, половой любви и отношениях между мужем и женой. Чтобы вы смогли самостоятельно оценить их адекватность.
Конечно, сейчас, после нескольких сексуальных революций, церковь вынуждена была смягчится. В каких-то моментах значительно. Но при этом сущность представлений о сексе, деторождении, половой любви и супружеских отношениях с раннего Средневековья и до сего дня не изменилась. Особенно в католицизме и православии. Поэтому то, что мы решили описать, до сих влияет на систему представлений о сексе у представителей христианской цивилизации (Christendom). Особенно на сильно верующих, но «ореол» ложится на всех. И влияет на романтические и сексуальные отношения всего региона.
____________________________________________________
Начнем с предельного обобщения. Итак, согласно учению христианской церкви идеальный секс — это секс без секса. Или полное отсутствие секса.
Как и в раннем Средневековье, так и сейчас, христианам предлагается придерживаться принципов «целомудрия» и «девственности».
Таким образом, чтобы быть хорошим христианином, нужно сознательно уходить от половой жизни ради полноты Богообщения. Иными словами, нужно отказаться от своей природной сексуальности и стать асексуальным. Примерно вот таким.
А ещё лучше вот таким.
Итак, в коллективном бессознательном людей христианской цивилизации буквально прописано, что асексуальность — это один из основных признаков потенциальной близости к Богу. Признак исключительности, богоизбранности.
Поэтому в католицизме все священники отказываются от любых проявлений сексуальности и не имеют права ступать в брак. В православии ситуация немного мягче: обязательство вести «чистую», т.е. асексуальную жизнь берут на себя только монахи и т.н. «черное священство» (архиереи или высшее священство).
Поэтому нет ничего удивительного, что некоторые мужчины и женщины нашей христианской цивилизации даже сейчас, после реабилитации секса, очень гордятся своей асексуальностью. Их, конечно, за врожденную асексуальность порицать не стоит, природа многовариантна и количество половых гормонов от воли человека не зависит. Но, по моему мнению, и гордиться, такой физиологической особенностью сильно не нужно.
Отрицание и уничтожение малейших признаком сексуальности среди христиан периодически было настолько сильным, что толкало их к идее оскопления (Ориген, василиане). Правда, Первый Никейский собор осудил саму идею оскопления. Но она продолжала бродить в умах христиан. Так, в 17 веке в России появилась секта скопцов. В вопросе усиления асексуальности скопцы пошли гораздо дальше, традиционные церкви. Вот как они выглядят.
Когда смотришь на такие фотографии, то поневоле задумываешься о психическом здоровье этих людей. Как и о психическом здоровье людей, создавших мировоззрение, которое вольно или невольно подталкивало и подталкивает к таким вот изуверским действиям.
Я, конечно, понимаю, что резко негативное отношение к сексу формировалось у христиан 1-3 веков под впечатлением от большой сексуальной свободы жителей Римской империи.
Тогда жёны римских граждан, аристократов и даже могущественных императоров вели себя весьма свободно. Так, Мессалина, третья жена императора Клавдия, периодически проводила ночь в публичном доме (лупанарии), где в качестве обычной проститутки под вымышленным именем Лициска удовлетворяла свою половую потребность. Конечно, даже для Рима того времени это был перебор, но всё же «средняя температура по палате» в Римской империи была весьма высокой.
Бороться с такой тенденцией, я думаю, действительно было нужно, но похоже, что «отцы церкви», сами находились под влиянием своих сексуальных желаний и поэтому явно перестарались и зашли слишком далеко: вплоть до идеи греховности любого секса и даже зачатия.
Под влиянием учения «отца церкви» Аврелия Августина Блаженного церковь напрямую связала секс и даже деторождение с первородным грехом1.
Задумайтесь о таком общеизвестном церковном термине, как «непорочное зачатие». Понимаете, что отрицание секса в умах церковников зашло настолько далеко, что они даже зачатие человека стали считать порочным?
А ведь сейчас редко кто задумывается об этом. Но все, кто считает себя христианином, а это сейчас, наверное 99% жителей нашего региона, должны помнить и понимать, что церковь любое человеческое зачатие, даже зачатие, которое происходит в браке и любви, считает порочным2.
Согласно учению церкви за всю историю за всю историю человечества с момента грехопадения непорочное зачатие было только одно3: непорочно был зачат только Сын Божий, Иисус Христос.
При этом церковь специально подчеркивает, что зачатие происходило особым, противоестественным способом: без семени; мужскую роль при зачатии исполнял Бог Отец, но не сам, а посредством Святого Духа4, который явился в виде голубя; зачавшая Сына Божьего девушка Мария (Мириам) была богобоязненной, обладала особой нравственной и физической чистотой и сохранила девственность, не смотря на то, что уже какое-то время находилась в законном браке с Иосифом-плотником.
Какое же мощное, явно невротическое отвращение нужно было испытывать к сексу и половому акту, чтобы описывать непрочное зачатие Иисуса Христа именно так, как это сделали «отцы церкви»! Их асексуальное воображение даже Богу не могло позволить совершить с Марией нормальный половой акт! А ведь Бог же безгрешен в принцие. Но не в эту сторону пошло воображение «сятых отцов». Я думаю, их, все-таки, привлекала тема соития и секса. Она спонтанно бродила в их воспаленном «асексуальном» мозгу. Ведь Иисус по их воле и по воле Бога вполне мог появиться иначе. Например, Бог мог бы создать Иисуса, которого считают вторым Адамом, так как же, как Он создал первого Адама, т.е. из праха?! Никакого секса, никаких физиологических деталей, только чистая Божья воля… И никакую женщину не нужно приплетать. Но нет, выбрали то, что выбрали… Возможно потому, что в обсуждении темы «непорочного зачатия» должны были присутствовать элементы того, что отрицается. Ведь подавленное либидо священников должно было удовлетворяться хоть чем-то…
Это явно не все, что я хотел сказать об идеальном сексе в Средние века, поэтому продолжение следует…
___________________________________________________________
1. Обратите внимание на корень «род» в слове «первородный».
2. Именно через порочное зачатие от родителей к детям передаются последствия первородного греха Адама и Евы.
3. Правда, в католицизме в середине ХІХ века произошёл «революционный прорыв»: Папа Пий IX издал буллу в которой признано непорочное зачатие Девы Марии, совершенное обычным образом ее родителями Анной и Иоакимом. Так благодаря католической церкви человечество имеет одно непорочное зачатие, совершенное обычным образом, т.е. при нормальном соитии. Но всё равно такое произошло только раз за всю многотисячлетнюю историю человечества. Плюс зачатие Иисуса Христа, совершенное противоестественным образом.
4. В иудаизме святой дух или «руах» женского пола, что придает этой ситуации особый колорит.