Современная отечественная школа: начальная, средняя, старшая и высшая организована как фабрика. Основной принцип фабричного производства – массовое производство. Следует отметить, что сама идея массового, а, впоследствии, и всеобщего образования возникла как реакция на потребность общественного производства в стандартизированной рабочей силе. Поэтому изначально в саму матрицу образования индустриальной эпохи вмонтированы три главных принципа: массовое производство, стандартизация, экономия средств.
Можно соглашаться или не соглашаться в его с утверждением К.Маркса «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (К критике политической экономии, 1859), но влияние экономики на культуру и образование стало просто очевидным.
Индустриальное производство – высшая точка отчуждения человека от его сущности, время превращения человека в механизм. В эпоху индустриальной цивилизации личность – это результат фабричной обработки средствами образования, массовой информации, массовой культуры, идеологии и пропаганды. Высшая точка – тоталитарное общество, где всё общество организованное как одна фабрика, а каждая личность – стандартизированный элемент (винтик) системы общественного производства. По сути, каждая личность в отдельности, да и все общество в целом начинает в индустриальную эпоху обслуживать совокупность механизмов, которая, ввиду глобализации и интегрированности, осуществляемой с помощью компьютерных и сетевых технологий реально превращается в единый механический «организм» планетарного производства. Кстати, появление компьютерных сетей и разработка искусственного интеллекта – это рождение нервной системы этого технического Левиафана. Отдельные люди и человечество в целом все свои жизненные силы отдают этому механическому чудовищу, именно сейчас обретающему квазисознание: искусственный интеллект и искусственную нервную систему в виде сети интернет. Не удивительно, что темой антиутопий в искусстве индустриальной эпохи становится возникновение цивилизации роботов, которая вытесняет людей. В этих произведениях выявляется идеальная цель индустриальной эпохи – превращение людей в роботов или замена людей роботами.
И нужно чётко осознавать, что основная задача педагогики в эпоху индустриальной цивилизации – превратить людей в роботов, в винтики, в механизмы, в обслуживающий персонал единой всемирной фабрики. И «обрабатываться» человеческое сырье, должно по тому же принципу что любое другое сырье. Поэтому любое индивидуальное отклонение – препятствие, требующее излишних затрат. Личность для этой эпохи – это социально обусловленная психологическая клетка для индивидуальности, а индивидуальность – это то, что должно быть обработано, сглажено, подчинено, а то, что не поддается стандартизирующему педагогическому воздействию, лучше уничтожить, но этим уже занимаются другие общественные институты.
По-нашему мнению, любая попытка построить педагогику, которая будет поддерживать индивидуальность, развивать её, раскрывать способности, взращивать творческое начало – это в буквальном смысле кустарщина, т.е. попытка вернуться к ремесленному производству, которое априори более затратным, чем стандартизированное индустриальное, а поэтому никогда не пойдет в «массовую педагогику».
Вот так, по нашему мнению, и существует современная педагогика: с одной стороны гигантская государственная фабрика людей-роботов, формирующая послушного послушных исполнителей и податливый для манипулирования электорат, а с другой, кое где, спорадически, в виде локальных педагогических экспериментов, часто с целью написать себе диссертацию и убежать в высшую школу, возникают «псевдооазисы» научной педагогики, сориентированной на индивидуальность ученика. И конечно, всегда были, есть и будут педагоги по Призванию, которые в силу своих сил и возможностей выводят своих учеников из тёмной и громыхающей Фабрики цивилизации к Свету Природы и Космоса.
Таким образом, по нашему мнению, любые инновации в сфере педагогики – это отчаянные и преимущественно безнадежные попытки прорваться к педагогике будущего, к педагогике постиндустриальной цивилизации, где, возможно, средоточием общественного производства станет человек, а педагогика – основной производительной силой. Без изменения сущности общественного производства, общественных отношений изменить массовую педагогику невозможно. Но делать прорыв в будущее – это долг педагогики. И в этом сущность принципиально новой задачи педагогики – не передавать уже накопленный опыт общества, а выстраивать будущее, выстраивая новую генерацию духовно свободных, творчески реализованных индивидуальностей.
Стегний П.А. Фабрика как матрица организации общественной жизни и учебного процесса в эпоху индустриальной цивилизации//Проблеми та перспективи розвитку економіки освіти регіону: матеріали Х Міжнародної науково-практичної конференції аспірантів, молодих вчених та науковців 25 квітня 2015 р. / КІ ДУ ім. Альфреда Нобеля. – Кременчук, ПП Щербатих, 2015. – 310 с. – С. 117-118.