Карла Маркса я самостоятельно начал изучать на 2-м курсе пединститута. У меня была амбициозная задача: выяснить в чём были правы, а в чем ошибались К.Маркс, Ф.Энгельс и В.Ленин. А на минуточку, это был 1988 год! Как меня только не выгнали из вуза! Только намного позже я осознал, какое мужество было нужно моему преподавателю политэкономии Егорычевой Светлане Борисовне (глубокий поклон одному из моих Учителей), чтобы согласиться стать моим научным руководителем.
Итак, работы Маркса и Энгельса я прочел от корки до корки. Ленина выборочно. Так как довольно быстро я для себя решил, что он почти ничего общего не имеет с марксизмом. Итогом стала совместная публикация (Егорычева С.Б., Стегний П.А. Некоторые аспекты проблемы собственности в теоретическом наследии К. Маркса / Полт. гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко. Полтава, 1991. — 35 с.).
Это была моя первая подлинно научная работа. Кстати, я для себя таки нашёл ответ на вопрос в чем они были правы, а в чём нет. Но, увы, в 1990-х интерес к Марксу и марксизму резко упал. И мой ответ никого уже не интересовал. Поэтому я больше к этой теме уже не возвращался. Диссертацию писал уже по истории. И вот, в заключительной фазе жизни меня снова заинтересовал Карл Маркс. Только уже с другой стороны. С личностной, психологической. И на фоне истории немецких евреев (ашкенази). Очень любопытная картина получается. Хочу поделиться. Будет несколько статей. Эта будет посвящена миссии Карла Маркса, как я её лично для себя на сейчас понял.
***
Все знают, что Карл Маркс был немецким евреем (ашкенази). Но, думаю, что мало кто знает о том, как бы мы называли Карла Маркса, если бы его отец не предал свою веру и свой народ.
Дело в том, что в 1818 Хершел Леви Мордехай (Herschel Levi Mordechai) ради карьеры адвоката «превратился» в лютеранина и стал Генрихом Марксом. Своих детей, а значит и Карла, он окрестил в 1824 г. Следовательно, Карл Маркс, родившийся в том же 1818, 6 лет был Мордехаем. И только потом стал Марксом.
А род Мордехаев был очень не простым. Дедушка Карла Марса Маркс Леви Мордехай (Marx Levi Mordechai) был раввином в немецком городе Трир. Его дядя Самуэль также был главным трирским раввином. Бабушка и мать Карла обе были из семей наследственных раввинов… Как вам это? Правда, хорошо, что хоть не из рода первых еврейских Саула или Давида…
Итак, Карл Мордехай потомственный раввин… Точнее, он должен был стать раввином… И, как это ни парадоксально звучит, пожалуй таки стал или остался раввином… Правда, по сути дела, однако не по форме.
Да нет, скажете вы, какой он раввин, если по воле отца сначала стал немецким лютеранином, а затем превратился в философа, да еще и атеиста!
Но, как говорил известный комический персонаж: «Торопиться не надо!» Давайте присмотримся к ситуации повнимательнее.
Итак, Карл Маркс, пусть не по своей воле, но все же отрекся от веры отцов. Более того, он лично глубоко разочаровался в иудаизме. Но похоже, что в душе он остался настоящим раввином, таким же, каким, видимо, был его дедушка. А психологическая связь между дедом и внуком, как мы, системные психологи знаем, бывает очень сильной.
Чтобы объяснить свою идею предалагаю сначала вспомнить одну сцену из Ветхого Завета. Ту, где Моисей на горе Синай получает скрижали, а народ, который он вывел из египетского рабства, в его отстутствие выплавляет из украденного у египтян золота статую золотого тельца и поклоняется ему. Как вы думаете, что чувствовал Моисей, когда спустился с горы со скрижалями Завета и увидел всё это?
Довольно легко предположить, что у Моисея было очень большое отвращение к этим людям… Правда? И вот мне кажется, что этот эпизод — это метафора глубинного, возможно келючевого раскола в душе еврейского народа. Я детстве много общался с евреями. И в целом очень очень хорошо к ним отношусь. Но уже тогда я отметил то, какие они бывают разные. Одни были настолько искренние, глубокие и бескорыстные, что у меня нет слов, чтобы описать свое почтение к ним! Именно таких евреев мне потом очень легко было признавать представителями богоизбранного народа. Но были другие, мелочные, очень эгоистичные и как бы это мягко сказать, бережливые.
Так вот, я думаю, что Карл Маркс, как и какая-то часть евреев того времени, испытывала к своему народу тоже самое, что чувствовал Моисей, взирая на неистовство поклоняющихся золотому тельцу…
Потомственный раввин К.Маркс пришёл к выводу, что деньги евреи любят больше, чем Бога. Что деньги для них стали настоящим Богом.
Кто не поверит, пусть прочитает статью К.Маркса «К еврейскому вопросу». Там, во второй части будущий вождь мирового пролетариата разделяет евреев на «евреев субботы», то есть искренне верующих, добродетельных евреев, которым, возможно, был его дедушка раввин, да и сам Маркс, и на «евреев будней», которые все шесть дней, недели, кроме субботы, служат другом богу: деньгам, капиталу.
Для тех, кому трудно будет найти статью, привожу две цитаты:
«Деньги — это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другого бога».
«Бог евреев стал светским, стал мировым богом. Вексель — это действительный бог еврея. Его бог — только иллюзорный вексель».
Кстати, если бы я изначально не знал, что это писал немецкий еврей К.Маркс, я бы подумал, что это антисемитский, возможно даже национал-соцциалистический пасквиль. Как мне кажется, определенные паралели с «Моей борьбой» А.Гитлера довольно чётко просматриваются. Диагноз похожий, но лекарства разные.
Понимаете? Потомственный раввин Карл Мордехай всю жизнь посвятил борьбе с главным недостатком своего народа, с его жаждой наживы. Более того, он всю жизнь искренне верил, что знает рецепт исцеления своего народа а вместе с ним и всего мира от эгоизма, корень которой он видел в частной собственности:
«Организация общества, которая упразднила бы предпосылки торгашества, а значит и возможность торгашества, — такая организация общества сделала бы еврея невозможным. Его религиозное сознание рассеялось бы в настоящем, животворному воздухе общества, как мрачный туман ».
Так капитал и капитализм стал для рраввина Карла Мордехая главным врагом не только евреев, но и народов всего мира.
Маркс не был иудеем формально, не был обычным раввином, самым парадоксальным образом оставался им в своей душе всю свою жизнь…
Ирония судьбы в том, что К.Маркс повел свой народ, а вместе с ним и весь мир назад, в египетский плен… Я не думаю, что Маркс мечтал о господстве евреев над всем миром в коммунистическом будущем. И убеждён, что он не хотел поголовного коммунистического рабства. Хоть и долго, под влиянием немецкой классической философии и особенно Г.Гегеля буквально обожествлял государство. И поэтому упрямо не хотел видеть очевидного — государственная собственность на средства произволдства — это не социализм, а египетское поголовное рабство. И я знаю, что впоследствии К.Маркс таки услышал предупреждение Бакунина и других анархистов. И внес эти изменения в своё понимание социализма и коммунизма. Почему этого не захотел увидеть В.Ленин — это уже отдельная история. Может быть когда-нибудь я выскажусь отдельно по этому поводу.
А в конце статьи размещаю две фотографии. На них Карл Маркс и главный раввин Украины. Вам, как и мне не кажется, что вы видите один и тот же психологический типаж?
Да, признаю, шляпы не хватает. И это без улыбки действительно важно. Но все же …